Epiphany or the Jordan

Epiphany or the Jordan

Epiphany is the third and final big holiday Christmas and New Year's cycle, which is popularly known as Jordan, or Epiphany. Orthodox and Greek-Catholic Christians celebrate it on December 19, so it coincides with the feast of the Epiphany. However, the holidays should be distinguished.

With Epiphany baptism in the Jordan bind Christ. When Jesus reached the age of 30, he was baptized by John the Baptist in the Jordan River. When I got to the shore, he heard a voice from heaven, God the Father, who called Jesus his Son. And the Holy Spirit descended upon him in the form of a dove. Hence another name for the holiday - Epiphany. Orthodox and Greek-Catholics believe that this celebration confirms the mystery of the Holy Trinity. After all, in this day, according to Christian doctrine, God appeared in three persons: God the Father - in the voice of the Son of God - in the flesh, the Holy Spirit - in the form of a dove.

Feast of the Epiphany in the first centuries of Christianity was considered a rallying since touching a few events from the life of Jesus Christ, who showed his divinity, namely, the Nativity, Adoration of the Magi, the Baptism, the miracle at Cana, and the miraculous multiplication of bread. Therefore, the present name of the holiday, "Epiphany" is understood in the plural, because it means the celebration of the Holy Manifestations.

Epiphany and Holy Jordan water

At midnight before the Baptism river water was believed peasants worried. Were once lovers are making bold hidden that night went to the river to observe this phenomenon, but the river at that time, of course, covered by ice, and that there is under the ice - is unknown. Still, recruited from the river at midnight before water baptism - the healing, it was kept in the "knowing" of the peasants for the images in case of injury or serious illness.

A week before the baptism once bachelor community, and later some "experts" on the river cut a hole in the ice, an ice sawed large cross, placed it over the hole and poured beet kvass that was red. Built near the cross - also made of ice - the throne. All this decorated archway made of fir or pine branches - "Royal Doors."

Morning in the church is worship. After the service, a procession of all the people going to the river to cross. Ahead are the wooden church cross and banners, for chorus goes priest, putting a gold cross to the forehead, and the priest - the people. By the river on Epiphany are all: old, young and children. Everyone brings a bottle or jug of water. Guys still carry the pigeons, and the hunters - a gun. On the former Hetmanschina where else Cossack tradition does not die out, boys and young men went to the river on horseback, twisting in the Cossack white hats.

On the river near the cross the entire campaign stops and gets on the ice more colorful circle that emerges clearly from a distance on a background of white snow covers.

After a short service the priest dips into the hole cross. In turn, the hunters shoot the guns, and the guys let go of the pigeons that fly above the cloud "Jordan."

When the water is sanctified, people come up to the hole and gather in their water dishes. All those who came to "Jordan" horses - or on horseback, or on a sled - are gaining in buckets from the water hole and watered the horses - "to not be afraid of the disease and have been strong."

From the earliest times the Christian Church considers hallowed Jordanian water great holiness. It is held for a year, affectionately calling "some water-iordanichkoy." This water has the power to cleanse and heal the body and soul of man. Jordanian water is also sprinkled with house to circumvent any misfortune and well conducted in the home. Some priests are even convinced that there is no better medicine than holy water. And interestingly, the fact remains unclear, as the holy Jordan water does not go bad, does not stink, and can be stored for a long time. They say that, perhaps, silver work, which is on many crosses of the priest.

By the way, is more or less important church holidays are accompanied by the blessing of water. For the first time a person is immersed in holy water in baptism, usually shortly after birth. Thus he "updated" next to a decent life. Holy water is sure to be present during the consecration of churches, residential and commercial buildings, as well as all the items that are used during the service.

Jordanian tradition

After the consecration of the water all the people returned to their homes. While the mother or eldest daughter will submit to the table for dinner, the father takes the image of the Mother of God because of the dry bunch of cornflowers, wets them svyachenoy sprinkles water and everything in the house and on the farm, and then takes another piece of chalk and wrote on the images of crosses, doors and shelves. Cope with this, the father sits at the table, and behind him and the whole family. Before the meal, drink holy water, it is believed that consecrated on Epiphany water should be used on an empty stomach, because it is on this condition, it has the greatest effect.

After dinner, the girls ran to the river to wash the "Jordan Water" - "to have pink faces." In areas of the Dnieper was once many beliefs and take related to "Jordan". So, when the procession went to the river, the "knowledgeable" people look out: if you make the banners fly sparrows - unlucky year for children, rooks - for young people, as the geese fly by, the old man of the year will be very ill, and even - God forbid , God - will die.

If the baptism of trees covered with frost in the spring on the corresponding day of the week - Friday, Saturday, and so on - must sow spring wheat, "freaks like wood!" If the baptism of a clear day, the sun, the bread in a given year shall be clean and, if gloomy, overcast sky - the bread will be a lot of "smut."

Ashes after Christmas can not be stored either in the house or in the yard, because "will fire", in the evening as it should be at Epiphany make the river and pour over ice.

At that point, the priest immerses the cross into the water, all the devils and every evil spirit jumps out of the river and stays on the ground for as long as some of the women would come to the river to wash clothes. When the dirty laundry down into the water, along with him dive into the water and all the devils that were freezing on the ground. So devout grandmother had never let their daughters-wash clothes for a whole week after the Epiphany - "that killed more evil forces of vodosvyatskih frost."

In Slobozhanschyna there is a belief that the day of Epiphany is such a moment, when the water turns into wine. The story: a merchant traveling with fairs and drove to the river horse to water, but instead of water he found the wine. Then the merchant drunk scored along the vessel and left. He did not go and one mile, as he wanted to drink wine again, but it was not necessary, because the vessel was already water: wine again turned to water.

In Poltava region was once the custom to teach the baptism of young horses and bulls. On young horses went as long as they do not sweat and sweaty sprayed "Jordan" water - "to have a healthy and obedient." If the evening meeting a wolf, you have to say, "Where are you, Wolf, was then, as Jesus Christ was baptized in the Jordan?" Wolf scared, run away and more on the eye appears.

In some areas of Podolia and Hutsul this day is holy "trinity" - three candles associated colorful scarf, beads and colored ribbons. This can even add cranberries and dried bunches of flowers - immortelle or cornflowers. With the "trinity" go to "Jordan" mostly women and girls. During divine "Trinity" is lit by candles on the altar. When the water is sanctified, before you go home, "Trinity" stew, candle dipping into the hole, where there was the consecration of water.

As we can see, "Jordan" or Epiphany - it is purely a Christian custom, came to us to Ukraine, along with Christianity, and became one of the most respected places of traditional festivals of our people.

And some people will take on Baptism:

• If all the sky is gloomy, then all the food to be born well, if only in the east - good freak rye, in the south - millet, in the north - buckwheat.

• If the day is clear and cold weather - in the dry summer, cloudy and snowy - the bountiful harvest.

• During the consecration of the water is snow - will be well swarming bees and ear of grain.

• If the day fell frost, then the corresponding day to sow wheat.

• It's snowing - a crop of buckwheat: morning - early in the afternoon - the middle, and at night - late. • If the baptism fell full month - to be big water.

• If this day nightlights - freaks nuts and berries.

• There is a fluffy snow - for the harvest.

• If the rain - will have plenty of bread.
blog comments powered by Disqus

Read also

The coming holidays

St. Andrew's Day

Andrew's Day falls on December 13. Andrew was the first of the apostles who followed Jesus Christ. He subsequently led to the Savior of his brother - St. P...


Feast of St. Nicholas

Ukraine celebrates the Feast of St. Nicholas - the patron saint of children and travelers - on the night of 18 to 19 December. Of a succession of St. Nicho...

Крещение или Иордан

Крещение или Иордан

Крещение Господне — третий и завершающий большой праздник рождественско-новогоднего цикла, который в народе называют Иордан или Крещение. Православные и греко-католические христиане отмечают его 19 декабря, поэтому оно совпадает с праздником Богоявления. Однако эти праздники следует различать.

С Крещением Господним связывают крещение в Иордане Христа. Когда Иисус Христос достиг 30-летнего возраста, он принял крещение от Иоанна Крестителя в реке Иордан. Когда вышел на берег, с небес послышался голос Бога-Отца, который назвал Иисуса своим Сыном. И на него сошел Святой Дух в образе голубя. Отсюда еще одно название праздника — Богоявление. Православные и греко-католики считают, что именно этот праздник подтверждает таинство Святой Троицы. Ведь в этот день, по христианскому учению, явился Бог в трех ипостасях: Бог Отец — в голосе, Сын Божий — во плоти, Дух Святой — в виде голубя.

Праздник Богоявления в первые века христианства считался сборным, так как касался нескольких событий из жизни Иисуса Христа, которые свидетельствовали о Его божественности, а именно: Рождества Христова, поклонение волхвов, Крещение, чуда в Кане Галилейской и чудесного умножения хлеба. Поэтому и сегодняшнее название праздника «Богоявления» следует понимать во множественном числе, ибо оно означает праздник святых Богоявлений.

Обряд Крещения и святая иорданская вода

В полночь перед Крещением вода в реках, как верили крестьяне, волнуется. Были когда-то такие отважные любители тайного, что ходили ночью на реку наблюдать это явление, но реки в это время, конечно, покрыты льдом, и что там под льдом делается — неизвестно. И все же, набранная из реки в полночь перед Крещением вода — целебная, она хранилась у «знающих» крестьян за образами на случай ранения или тяжелой болезни.

Еще за неделю перед Крещением когда-то холостяцкая община, а позже отдельные «специалисты», прорубали на реке прорубь, выпиливали из льда большой крест, ставили его над прорубью и обливали свекольным квасом, чтобы был красный. Возле креста строили — тоже изо льда — престол. Все это украшали аркой из еловых или сосновых веток — «царские врата».

Утром в церкви происходит богослужение. После Богослужения весь народ идет процессией на речку к кресту. Впереди несут деревянный церковный крест и хоругви, за хором идет священник, приложив золотой крест ко лбу, а за священником — народ. К реке на Крещение идут все: старые, молодые и дети. Каждый несет с собой бутылку или кувшин для воды. Ребята еще несут с собой голубей, а охотники — ружья. На бывшей Гетьманщине, где еще казацкая традиция не угасла совсем, парни и молодые мужчины ехали к реке на лошадях, заломив по-казацки седые шапки.

На реке возле креста весь поход останавливается и становится на льду большим красочным кругом, который издалека ярко вырисовывается на фоне белого снежного покрывала.

После недолгой службы священник окунает в прорубь крест. В свою очередь охотники стреляют из ружей, а ребята выпускают из рук голубей, которые тучей летают над «Иорданью».

Когда уже воду освятили, люди подходят к проруби и набирают в свою посуду воды. Все, кто приехал на «Иордан» лошадьми — или верхом, или на санях — набирают ведрами из проруби воду и поят коней — «чтобы болезни не боялись и крепкие были».

От древнейших времен христианская Церковь считает освященную иорданскую воду великой святость. Ее хранят целый год, ласково называя «водичкой-иорданичкой». Эта вода имеет силу очищать и исцелять душу и тело человека. Иорданской водой также сбрызгивают дом, чтобы обходило всякое несчастье и хорошо велось в доме. Некоторые священники даже убеждены, что не существует лекарств лучших, чем святая вода. И что интересно, непонятным остается тот факт, что святая иорданская вода не портится, не воняет, и может долго храниться. Говорят, что, может, серебро помогает, которое есть на многих крестах у священников.

Кстати, все более или менее значительные церковные праздники сопровождаются освящением воды. Впервые человек погружается в святую воду во время крещения, обычно вскоре после рождения. Таким образом человек «обновляется» для будущей достойной жизни. Святая вода непременно должна присутствовать во время освящения храмов, жилых и хозяйственных построек, а также всех предметов, которые используются во время богослужения.

Иорданские традиции

После освящения воды все люди возвращаются к своим домам. Пока мать или старшая дочь подаст на стол обедать, отец берет из-за образа Божьей Матери пучок сухих васильков, мочит их в свяченой воде и кропит все в доме и в хозяйстве, затем берет еще мел и пишет кресты на образах, дверях и полках. Справившись с этим, отец садится за стол, а за ним и вся семья. Перед едой пьют святую воду, поскольку считается, что освященная на Крещение вода должна употребляться натощак, ведь именно при этом условии она имеет наибольшую силу.

После обеда девушки бегают к реке умыться в «иорданской воде» — «чтобы были розовые лица». В местностях над Днепром было когда-то много верований и примет связанных с «Иорданью». Так, когда процессия шла на реку, то «знающие» люди присматривались: если перед хоругвями пролетят воробьи — несчастливый год для детей, грачи — для молодых людей, а как пролетят гуси, то старики этого года будут очень болеть, а то и — упаси, Боже, будут умирать.

Если на Крещение деревья покрыты инеем, то весной в соответствующий день недели — в пятницу, четверг и т.д. — надо сеять яровую пшеницу: «уродит, как роща!»

Если на Крещение день ясный, солнечный, то хлеба в данном году будут чисты, а если хмурый, небо покрыто тучами — в хлебе будет много «головни».

Пепел после Рождественских праздников нельзя хранить ни в доме, ни во дворе, потому что «будет пожар»; вечером же на Крещение его надо вынести на реку и высыпать на лед. В тот момент, как священник погружает крест в воду, все черти и всякая нечистая сила выпрыгивает из реки и остается на земле до тех пор, пока какая-то из женщин не придет на реку стирать белье. Когда грязное белье опустится в воду, то вместе с ним ныряют в воду и все черти, что мерзли на земле. А потому набожные бабушки прежде не позволяли своим невесткам стирать белье в течение целой недели после Крещения — «чтобы больше погибло нечистой силы от водосвятских морозов».

На Слобожанщине есть поверье, что в день Крещения бывает такая минута, когда вода превращается в вино. Рассказывают: один купец ехал с ярмарки и заехал в реку лошадей напоить, но вместо воды он нашел вино. Тогда купец напился, набрал с собой в сосуд и уехал. Не уехал он и одного версты, как захотелось ему снова напиться вина, но не пришлось, ибо в сосуде была уже вода: вино снова превратилось в воду.

На Полтавщине был когда-то обычай на Крещение учить лошадей и молодых быков. На молодых лошадях ездили до тех пор, пока они не покрывались потом, а потных обрызгивали «иорданской» водой — «чтобы здоровые и послушные были».

Если вечером встретится в лесу волк, то нужно говорить: «Где ты, волк, был тогда, как Иисуса Христа на Иордане крестили?» Волк испугается, убежит и больше на глаза не появится.

В некоторых местностях Подолья и в Гуцульщине в этот день святят «троицу» — три свечи, связанные цветастым платком, бусами и разноцветными лентами. К этому еще добавляют пучки калины и сухих цветов – бессмертников или васильков. С «троицей» идут на «Иордан» в основном женщины и девушки. Во время Богослужения «троица» зажигается от горящих свечей на престоле. Когда вода уже освящена, перед тем, как идти домой, «троицу» тушат, погружая свечи в прорубь, где происходило освящение воды.

Как видим, «Иордан» или Крещение — это чисто христианский обычай, пришедший к нам на Украину вместе с христианством, и занял одно из самых уважаемых мест среди традиционных праздников нашего народа.

И еще несколько народных примет на Крещение:

• Если все небо будет хмурым, то всякому хлебу родиться хорошо, если же только на востоке — хорошо уродится рожь, на юге — просо, на севере — гречка.

• Если в этот день ясная и холодная погода — на засушливое лето, пасмурная и снежная — на обильный урожай.

• Во время освящения воды идет снег – будут хорошо роится пчелы и колоситься хлеба.

• Если днем выпал иней, то в соответствующий день нужно сеять пшеницу.

• Идет снег — на урожай гречихи: утром — ранней, днем — средней, а вечером — поздней.

• Если на Крещение выпал полный месяц — быть большой воде.

• Если в этот день звездная ночь — уродят орехи и ягоды.

• Идет пушистый снег — на урожай.

• Если пасмурно — хлеба будет вдоволь.

blog comments powered by Disqus

Читайте также

Ближайшие праздники

Преображение Господне

Преображение Господне или Спас — христианский праздник, посвященный упоминанию о Преображении Иисуса Христа, двунадесятый праздник. Празднуется 19 августа ...


День города Луцк

По некоторым гипотезам Луцку (Луческ при основании) уже более 1000 лет (считается, что он был основан дулебами в VII веке), но официальное летоисчисление п...


День города Харьков

Харьков — относительно молодой украинский город, который отпразднует в 2013 году свое 360-летие. Он основан в 1653 году. Сегодня Харьков занимает одно из...