History of Odessa

Odessa municipal arms Odessa city is located on the territory of Northwest Black Sea region. Since paleolith and neolith times people had lodged there. Two thousand years ago Scythians, Cimmerian and Sarmatians, and ancestors of ancient Slavs lived there. Then the epoch of antique civilization began when Greeks, and then Romans co-existed there near to barbarous tribes up to IV century of new era.

From IX until XV century of our era Pincenates, cuman, and Tatars dominated there. In days of Golden Horde Genoa trading station of Dzhinestra, which was trading with nomads appeared there. After disintegration of Golden Horde at coast of Odessa gulf the Perekopsky Horde came, headed by Hadzhi-bey. For short time, on boundary of XIV-XV centuries, those lands passed under the power of the Great Lithuanian Princedom at which the settlement Kachibey (Kotsyubeev, Gadzhibey) appeared. The first mention of that settlement refers to 1415. With Turk coming Dzhinestra became Khadzhibey (1475), and in 1764 Eni-Dunia fortress appeared there, which during the second Russian-Turkish war on September, 14th, 1789 was took by assault by group of major general Joseph de Ribas with the assistance of the Ukrainian Cossacks under the guidance of ataman Golovaty.

Since 1794, the construction of new port and city, which received the Greek name Odessa, began. By Ekaterina's ІІ Prescription on May 27, 1794 the new seaport was based on the place of Khadzhibey. The same year on September 2 under the guidance of de Ribas the first port constructions were founded. This date, 2 of September 1794- is a birthday of Odessa city. The Odessa port

The city was roughly building under the plan made by engineer, the colonel of Russian army Frants Devolan. Nine thousand people had lived there by 1803.

Since its birth Odessa became a «window to Europe», the basic supplier of Ukrainian grain in the countries of Europe and Front Asia. A.Rishel'e, the Novorossiysk governor (1803 - 1814) and the town governor of Odessa made Odessa his residence. It gave a push to the quick city development. From 1795 until 1814, the city population increased in 15 times and reached almost 20 thousand people. By the end of XVIII century Odessa had become the fourth city of Russian Empire - after St.-Petersburg, Moscow and Warsaw by the number of population (403 thousand).

At town governor Lanzheron, the porto-franko mode was granted to Odessa - duty-free trade and storage of import goods was resolved. Its skilful administrative activity promoted edge prosperity, development of foreign trade in the south of Russia and beginning of shipping company on the Black sea.

The town governor a LangeronPrince Mikhail Vorontsov (1823-1854), the governor general of Novorossiysk edge and Bessarabia, involved to Odessa aristocrats and rich people from all Russia. Odessa turned to the main trading city of the south of Russia, one of its largest industrial centers.

Education, science and culture were roughly developing in the city. In 1820 the first Odessa newspaper appeared. In 1825, the archaeological museum opened. In 1839, "Odessa society of history and antiquities" was based. The Rishel'evsky lyceum, Institute of noble madams, man's and female grammar schools, schools, specialized schools, city public library had bee also opened.

M.Vorontsov to a large extends defined special social shape of Odessa, having shown the care about «non-Christian», first about Jews in Atlas of Doroteya in the book "Staraya Odessa". His friends and foes, wrote: "Wishing to recover edge trade, the Prince accepted Jews under protection. He paid attention to rising of intellectual and moral level of Odessa Jews. The Jewish public schools for children of both sexes, main synagogue, prayful houses and a hospital were opened". Trying to lift value of Jewish population in the opinion of Russian society, the governor achieved synagogue visiting by Empress Aleksandra Fedorovna and later, by his offer, emperor Nikolay with the throne successor "examined in a detail" the Jewish schools and hospital. As a result, Vorontsov's plans went right, and Austrian Jewish intelligence and large negotiators with solid capitals began to move to Odessa. They got the immovable property, opened trading houses. The Jewish firms did million turns in the city.

At the governor general of Odessa column P.Kotsebu (1862-1874) much attention was paid to an accomplishment. Passing part of streets was paved by the granite stone blocks, instead of oil lanterns gas lanterns appeared, the first in the city water pipe was constructed, the first railroad line Odessa - Parkany was opened, and building of Kherson railway also began. The Novorossiysk University, the first city state female Mariinsky grammar school and Odessa drawing school were opened and began their work, Odessa society of fine arts was organized. The Rishel'evsky lyceum turned to Novorossiysk University, commercial and other specialized schools appeared. Odessa public library - is one of the largest in Europe. The city became the large scientific and publishing centre. Theatre life raged. At city theatre outstanding domestic and foreign actors acted. In 1889, the City museum of fine arts was organized. To 1890, the "Association of South Russian artists" was founded.

At city head G.Marazli (1878-1894) there were the first cavalry-railways, the city park Aleksandrovsky (of T.Shevchenko), the first inOld Odessa Russia bacteriological station (prof. I.Mechnikov), the first in Russia chemical laboratory for research of products (prof. of chemistry Verigo), well-arranged mud baths. Some tens schools and the national schools, the First National free reading room, City Public library, the Art museum, Children's hospital of Dr. Mochutkovsky, Eye hospital of V.Santsenbaher. Electric illumination was established...

Events of October 1917 in Petrograd and civil war led the city to ruin. The power in the city repeatedly passed from hand to hand (Central Rada, Bolsheviks, Germans, Directory, Voluntary army, Bolsheviks) up to the definitive capture of Odessa by Red Army on February 7, 1920 and establishment of the Soviet power in the city.
With the beginning of war with Germany, the front almost at once approached Odessa. From August 5 until October, 16, 1941 heroic defence of Odessa by armies of Separate Seaside army and part of forces of Black Sea fleet at active support of city population lasted. Those events were recognized in the form of medal «For defence of Odessa».

On October 16, 1941, Germans occupied the city. The considerable part of Soviet armies managed to be evacuated to Sevastopol', and then it played a key role in 250-day defence of Sevastopol. The city was released on April 10, 1944 by armies of 3-rd Ukrainian front under the command of general R.Malinovsky after fierce fights on near approaches to Odessa and in its suburbs. In the fortieth anniversary of the Victory, Lenin's award and medal of«Gold Star» was handed to the hero-city Odessa.

After Odessa freedom as early as in 1948 industrial and port constructions were built up, the available housing was restoring. In the first turn, the mechanical engineering and metal working enterprises revived. The new large enterprises - factories of milling machine tools of Kirov, radially boring machines, experimental mechanical plant, «Pressmash», «Polygrafmash», car assembly plant, cable plant, «Avtogenmash» and other enterprises became operational. By the end of 1950, all industries had worked at full capacity.

On April, 10th, 1945 - Day of iberation of OdessaRegenerative works in Odessa port were quickly made. In 1950, the port almost twofold surpassed pre-war level in cargo handling. Further the merchant marine fleet of the Black Sea shipping company, which had lost in days of war two thirds of cargo and passenger vessels, replenished with new large-capacity vessels.
Now Odessa sea trading port - is the largest in the country. It has the international category and active balance of goods turnover, it is trading port of multipurpose type. On its territory, the free economic zone operates in which subjects of economic activities have a preferential mode of the taxation. Capacity of port - is 20 million tons of cargoes in a year, the total length of coastal line is - 8 km. The port annually processes more than 14 million tons of dry cargoes and 24 million tons of mineral oil. Transport lines connect the city with more than 600 ports from hundred countries of the world. Ferries connect Odessa port directly with Turkey and Greece.

The big attention in post-war years was paid to restoration and further development of municipal economy. In 1950 occurrence of new branch of building industry - manufacture of modular ferro-concrete designs and details made possible transition to the large-panel housing construction on standard projects. In 1975 the city available housing reached already 12 million square meters - exceeded the level of 1940 for more than in twice. There were new city areas Southwest, Southern, Tairovsky, Northeast.

Now indisputable leaders in their industries are such enterprises, as "LUKOIL - Odessa oil refining factory", Odessa portside plant, "Stal'kanat", "Odesskabel'" and many other things. Many enterprises, which had strategic value in the former Soviet Union, have lost today positions, another one simply stand idle. The destiny of factory "Krayan" (the former factory of Yanvarskoe vostanie) is rather sad. More complicated for inhabitants of Odessa is an example of the Black Sea shipping company, which lost the value and was ruined in the beginning of independence.

Odessa is one of the most perspective cities of the country in respect of foreign investments. In Odessa, work more than 460 joint ventures with the foreign capital. Moreover, their number steadily grows.

In Odessa there are a lot of educational institutions: Odessa State Medical University, State Economic University, National Academy of Law, National Political University, National Sea University, National Academy of Communication, Scientifically - Research Institute of Physics, Odessa University of I.Mechnikova, Scientific Research Institute of Eye Illnesses and Fabric Therapy of V.Filatova, Scientific Research Institute of Stomatology of Academy of Medical Sciences of Ukraine. In the city, there are tens scientific research institutes, centers of science, design organizations.

Nobel prize winner I. Mechnikov, Nobel prize winner I.Tamm, the winner of Nobel prize S.Vassman, D.Mendeleyev, N.Pirogov, I.Sechenov, G.Gamov, L.Mandelshtam, F.Shvedov, N.Umov, A.Lyapunov, M.Krayn, G.Fikhtengolts, A.Bogomolets, V.Filatov, K.Ushinsky, N.Zelinsky, S.Nekrashevich lived and worked in Odessa.

The visible place in the city life is Odessa National Academic Opera and Ballet theatre. On its scene great singers acted: Shalyapin, Caruso, Sobinov. Many theatres, philharmonic hall, film studio, which is well-known for its films are situated in Odessa.
blog comments powered by Disqus

Read also

Recommended reading

History of Vinnitsa

City is located on the territory of right-bank Ukraine, named Pobuzh'e, later Podol'e. The city occupies coast of Yuzhny Bug and small rivers Tyazhilovki,...


History of Zhytomir

Zhytomyr-is one of the oldest cities of Ukraine, the administrative, economic and cultural centre of Zhytomyr region (since 1937), the biggest city of Ukra...


History of Kirovograd

Kirovograd is located on the coast of Ingul river (river inflow of Yuzhny Bug) at the confluence in it such rivers as Sugokley and Bianka. On the boundary...

История Одессы

Герб ОдессыГород Одесса расположен на территории Северо-Западного Причерноморья. Люди здесь селились еще со времен палеолита и неолита. Две тысячи лет назад здесь обитали скифы, киммерийцы и сарматы, а также предки древних славян. Затем начинается эпоха античной цивилизации, когда греки, а потом римляне сосуществовали здесь рядом с варварскими племенами вплоть до IV в. новой эры.

С IX по XV век нашей эры здесь властвуют печенеги, половцы и татары. В истории Одессы во времена Золотой Орды здесь появляется генуэзская фактория Джинестра, торговавшая с кочевниками. После распада Золотой Орды на побережье одесского залива приходит Перекопская Орда, руководит которой Хаджи-бей. На короткое время — рубеж XIV—XV вв. — эти земли переходят под власть Великого Княжества Литовского, при которой возникает поселение Качибей (Коцюбеев, Гаджибей). Первое упоминание об этом населенном пункте относится к 1415 году. С приходом турок Джинестра становится Хаджибеем (1475 год), а в 1764 году здесь возникает крепость Ени-Дунья, которую во время второй русско-турецкой войны 14 сентября 1789 года берет штурмом отряд генерал-майора Иосифа де Рибаса — при участии украинских казаков под руководством атамана Головатого.

С 1794 году начинается сооружение нового порта и города, который получает греческое имя Одесса. Рескриптом Екатерины ІІ 27 мая 1794 года наВид Одесского порта месте Хаджибея основан новый портовый город. 2 сентября этого же года под руководством Дерибаса были заложены первые портовые сооружения. Эта дата - 2 сентября 1794 года — и является днем рождения города Одессы.
Город бурно строится по плану, составленному инженером — полковником русской армии Францем Деволаном. Уже к 1803 г. здесь проживали 9 тысяч человек.

С самого рождения Одесса становится «окном в Европу», основным поставщиком украинского зерна в страны Европы и Передней Азии. А.Э. Ришелье, Новороссийский губернатор (1803—1814) и градоначальник Одессы, сделал ее своей резиденцией. Это дало толчок бурному развитию города. За период с 1795 по 1814 гг. население города увеличилось в 15 раз и достигло почти 20 тысяч человек. К концу же XVIII века Одесса по численности населения (403 тыс.) становится четвертым городом Российской империи — после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы.

градоначальник ЛанжеронПри градоначальнике Ланжероне Одессе был дарован режим порто-франко — разрешалась беспошлинная торговля и хранение импортных товаров. Его умелая административная деятельность способствовала процветанию края, развитию внешней торговли на юге России и началу пароходства на Черном море.

Князь Михаил Семенович Воронцов (1823—1854 гг.), генерал-губернатор Новороссийского края и Бессарабии, привлекает в Одессу аристократов и богатых людей со всей России. Одесса превращается в главный торговый город юга России, один из ее крупнейших промышленных центров.

В городе бурно развиваются просвещение, наука и культура. В 1820 году выходит первая в истории города Одессы газета. В 1825 году открывается археологический музей. В 1839 году основано «Одесское общество истории и древностей». Открыты Ришельевский лицей, Институт благородных девиц, мужская и женская гимназии, училища, школы, городская публичная библиотека. 

М.С. Воронцов во многом определил особый социальный облик Одессы, проявив заботу об «иноверцах», в первую очередь о евреях. Доротея Атлас в книге «Старая Одесса. Ее друзья и недруги» пишет: «Желая оживить торговлю края, князь принял евреев под свое покровительство. Он обратил внимание на поднятие умственного и нравственного уровня одесских евреев. Были открыты еврейские общественные школы для детей обоего пола, главная синагога, молитвенные дома и больница». Стараясь поднять значение еврейского населения в глазах русского общества, губернатор добился посещения синагоги императрицею Александрой Федоровной и позже, по его же предложению, император Николай с наследником престола «осматривал в подробности» еврейские школы и больницу. В итоге планы Воронцова удались, и в Одессу стала переезжать австрийская еврейская интеллигенция и крупные негоцианты с солидными капиталами. Они приобретали недвижимую собственность, открывали торговые дома. Еврейские фирмы делали в городе миллионные обороты.

При генерал-губернаторе Одессы графе П.Е. Коцебу (1862—1874 гг.) много внимания уделялось благоустройствуСтарая Одесса города. Проезжая часть улиц мостилась гранитной брусчаткой, вместо масляных фонарей появились газовые, был построен первый в истории Одессы водопровод, открыта первая железнодорожная линия Одесса — Парканы, началось строительство Херсонской железной дороги. Были открыты и начали свою работу Новороссийский университет и первая городская казенная женская Мариинская гимназия, организовано Одесское общество изящных искусств и открыта Одесская рисовальная школа. Ришельевский лицей превращается в Новороссийский университет, появились коммерческое и другие училища. Одесская публичная библиотека — одна из крупнейших в Европе. Город становится крупным научным и издательским центром. Бурлит театральная жизнь. В городском театре выступают выдающиеся отечественные и зарубежные артисты. В 1889 году организован Городской музей изящных искусств. К 1890 ходу основано «Товарищество южнорусских художников».

При городском голове Г.Г. Маразли (1878—1894 гг в городе появляются первые конно-железные дороги, городской парк Александровский (им. Шевченко), первая в России бактериологическая станция (проф. И.И. Мечников), первая в России химическая лаборатория для исследования продуктов (проф. химии Вериго), благоустроенные грязелечебницы. Открыты несколько десятков училищ и народных школ, Первая Народная бесплатная читальня, Городская Публичная библиотека, Художественный музей. Детская больница д-ра Мочутковского, глазная — В. Санценбахера. Введено электрическое освещение...

События октября 1917 года истории Одессы в Петрограде и гражданская война привели город к разрухе. Власть в городе многократно переходила из рук в руки (Центральная Рада, большевики, немцы, Директория, Добровольческая армия, большевики) — вплоть до окончательного захвата Одессы Красной Армией 7 февраля 1920 года и установления в городе советской власти.

С началом войны с Германией фронт почти сразу подошел к Одессе. Город становится крупным укрепрайоном. С 5 августа по 16 октября 1941 года длилась героическая оборона Одессы войсками Отдельной Приморской армии и частью сил Черноморского флота при активной поддержке населения города. Эти события получили признание в виде медали «За оборону Одессы». 

10 апреля 1945 года - День освобождения Одессы16 октября 1941 года немцы заняли город. Значительную часть советских войск удалось эвакуировать в Севастополь, что затем сыграло ключевую роль в 250-дневной обороне Севастополя. Освободили город 10 апреля 1944 года войска 3-го Украинского фронта под командованием генерала армии Р.Я. Малиновского — после ожесточенных боев на ближних подступах к Одессе и в ее окраинах, В сорокалетие Победы городу-герою Одессе были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

После освобождения Одессы уже к 1948 году были отстроены промышленные и портовые сооружения, восстанавливался жилой фонд. В первую же очередь возрождались предприятия машиностроения и металлообработки. Вступили в строй новые крупные предприятия — заводы фрезерных станков имени Кирова, радиально-сверлильных станков, опытно-механический, «Прессмаш», «Полиграфмаш», автосборочный, кабельный, «Автогенмаш» и другие предприятия. К концу 1950 года все отрасли промышленности работали на полную мощность.

Быстро производились восстановительные работы в Одесском порту. Уже в 1950 году порт почти вдвое превзошел довоенный уровень по переработке грузов. В дальнейшем торговый флот Черноморского пароходства, потерявший в дни войны две трети грузовых и пассажирских судов, пополнился новыми крупнотоннажными судами.

Сейчас одесский морской торговый порт — крупнейший в стране. Он имеет международную категорию и активный баланс грузооборота, является торговым портом многофункционального типа. На его территории действует свободная экономическая зона, в которой субъекты хозяйственной деятельности имеют льготный режим налогообложения. Мощность  порта — 20 миллионов тонн грузов в год, общая длина береговой линии — 8 км. Порт ежегодно перерабатывает более 14 млн. тонн сухих грузов и 24 млн. тонн нефтепродуктов.  Транспортные линии связывают город более чем 600 портами из сотни стран мира. Паромные переправы связывают Одесский порт непосредственно с Турцией и Грецией.

Большое внимание в послевоенные годы уделялось восстановлению и дальнейшему развитию городского хозяйства. Появление в 1950 годах новой отрасли строительной индустрии — производство сборных железобетонных конструкций и деталей сделало возможным переход к крупнопанельному домостроению по типовым проектам. В 1975 году жилищный фонд города достиг уже 12 млн. квадратных метров — более чем в два раза превысил уровень 1940 года. Возникли новые городские районы Юго-Западный, Южный, Таировский, Северо-Восточный.

В настоящее время бесспорными лидерами в своих отраслях промышленности являются такие предприятия, как «ЛУКОЙЛ — Одесский нефтеперерабатывающий завод», Одесский припортовый завод, Стальканат, Одескабель и многие другие. Многие предприятия, имевшие стратегическое значение в бывшем Советском Союзе, сегодня утратили позиции, другие просто простаивают. Печальна судьба завода «Краян» (бывший завод им. Январского восстания). Еще более тяжелый для одесситов пример — Черноморское пароходство, которое в начале независимости утратило свое значение и разорилось.

Одесса является одним из самых перспективных городов страны в плане иностранных инвестиций. В Одессе работают более 460 совместных предприятий с иностранным капиталом. И число их неуклонно растет.

В Одессе много учебных заведений: Одесский государственный медицинский университет, государственный экономический университет, национальная юридическая академия, национальный политический университет, национальный морской университет, национальная академия связи, научно- исследовательский институт физики, Одесский университет им И.М. Мечникова, НИИ глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова, НИИ стоматологии АМН Украины. В городе существуют десятки НИИ, научных центров, проектных организаций.

В Одессе жили и работали: лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников, лауреат Нобелевской премии И.Е. Тамм, лауреат нобелевской премии С.Я. Вассман, Д. Менделеев, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, Г.А. Гамов, Л.И. Мандельштам, Ф.Н. Шведов, Н.А. Умов, А.М. Ляпунов, М.К. Крайн, Г.М. Фихтенгольц, А.А. Богомолец, В.П. Филатов, К.Д. Ушинский, Н.Д. Зелинский, С.М. Некрашевич.

Видное место в жизни города занимает Одесский национальный академический театр оперы и балета. На его сцене выступали великие певцы: Шаляпин, Карузо, Собинов. Имеется множество театров, филармония, киностудия, известная своими фильмами.

blog comments powered by Disqus

Читайте также

Рекомендуем почитать

История Полтавы

Полтава — город на левом берегу реки Ворсклы, левого притока Днепра. В VII—XIII веках н.э. на этой территории проживали славянские племена северян и пол...


История Харькова

Город Харьков основан в середине XVII ст., но археологические находки свидетельствуют о том, что здесь были поселения еще в эпоху бронзы во ІІ тисячелети...


История Хмельницкого

Крупнейший город (254,4 тыс. жителей), областной и районный центр, расположен на берегах р. Южный Буг. Вероятно, первые поселенцы в этих местах появились ...